Репортаж из гаража: 74-летний киевлянин делает электросмарты стоимостью $5000 и готовит массовое производство

Кандидату технических наук и изобретателю-энтузиасту Эдуарду Рудику 74 года. Он успешный бизнесмен — машинные масла, которые производит его компания «Ариан», считаются одними из лучших на украинском рынке. Среди крупных клиентов «Ариан» украинское Министерство обороны — масла Рудика поставляют в АТО для танков и военных машин.

Рудик более 30 лет увлекается разработкой и сборкой автомобилей. За свою карьеру он собрал больше 20 моделей, непохожих друг на друга по дизайну и возможностям. Редакция AIN.UAпобывала в гостях у изобретателя, чтобы увидеть их своими глазами. Правда, не все — известный российский режиссер Федор Бондарчук как-то раз взял в аренду восемь машин Рудика для съемок своего фильма «Обитаемый остров», а вернул только одну… Подробнее об этом мы тоже расскажем.

Дорогое хобби

Автомобилями Рудик заинтересовался еще в детстве, а когда подрос, стал делать полноценные машины своими руками. Он никогда не изготовлял ничего на заказ, все идеи — его собственные. Основная цель — сделать недорогой городской автомобиль, который стоил бы немного дороже, чем мотоцикл и был доступен любому киевлянину.

Сперва мы отправляемся в кабинет Эдуарда Григорьевича, где беседуем о его увлечении, смотрим чертежи и обсуждаем финансовые вопросы.

Изначально Рудик производил автомобили с обычными бензиновыми двигателями, как правило, от мотоциклов. Однако со временем решил, что будущее все-таки за электродвигателями. «В обычных двигателях много лишних механизмов. Все, что должно быть в автомобиле — это руль, четыре колеса, тормоз и газ. Ну и аккумуляторные батареи, которые это все приводят в движение», — уверен изобретатель.

Более 30 лет он стремился к идеалу и, наконец его нашел. Это последняя разработка Рудика — легкий двухместный электрокар «Панько». «Бензиновые и дизельные авто — прошлое, скоро их не будет. Им лет пять осталось, сегодня бум на электрические авто. Они появились давно, но нельзя было их делать, потому что не было аккумуляторных батарей. Сегодня они есть — довольно мощные, компактные и недорогие, поэтому начинается новая эпоха в автомобилестроении», — уверен Эдуард Григорьевич.

Стремление к идеалу — главная беда изобретателя. За 30 лет, в течение которых он собирает автомобили, Рудик так и не решился одну из моделей поставить на поток — не был окончательно доволен результатом. Впрочем, «Панько» может стать первой серийной моделью Рудика — сейчас он ведет переговоры о запуске производства первой партии. Для начала, 10 штук в месяц.

Уже есть предприятие, которое готово заняться выпуском автомобилей Рудика — Харьковский автомобильный завод, довольно крупный, сегодня занимается ремонтом военной техники. «Они к нам приезжали, и мы договорились, что по нашим чертежам они будут изготовлять такие автомобили и продавать их. Я отдаю им бесплатно техдокументацию, идею — все. Они могут сами делать машины и сами продавать. Мне от них ничего не надо. Единственное, что я прошу — чтобы на корпусе была табличка с надписью «Рудик» — мне этого достаточно», — говорит изобретатель.

Рудик достает из стола альбом для рисования. В нем — его задумки, начерченные в масштабе 1:100. Некоторые автомобили он построил (среди рисунков видим и «Панько»), а некоторые пока остаются на бумаге. Например, автомобиль для инвалидов, который раздвигается посредине на метр, чтобы человек мог легко в него сесть, а не сгибаться в три погибели. «У меня таких альбомов два десятка», — говорит Эдуард Григорьевич.

В команде Рудика — конструктор, инженер, который делает техническую документацию, и несколько рабочих — они занимаются непосредственно сборкой. Комплектующие закупают в Китае у производителя — это самый бюджетный вариант. Таким образом, одна машина, включая все затраты — от закупки деталей до сборки — обойдется на производстве до $5000.

О рыночной цене Рудик пока не говорит, но планирует, что изначально наценка будет совсем небольшая — скажем, $1000. А по мере роста спроса цена также будет расти. Впрочем, в Европе автомобили с аналогичными характеристиками стоят от 8000 евро и выше. «А у нас новый электромобиль обойдется от $17 000 до $20 000″, — говорит Рудик. Поэтому считает, что «Панько» может стать хорошим выбором для небогатых горожан.

Производство концепта стоит дешевле, но тоже требует существенных вливаний. Рудик финансирует свое хобби за счет основного бизнеса — завода в Фастове «Ариан», которому 24 года. «В год у меня уходило как минимум по 100 000 грн. Таким образом, за все эти годы я потратил на свое хобби 2,4 млн грн», — рассказал Эдуард.

Палки в колеса

Концепт «Панько» полностью на ходу, однако по городу на нем не может проехаться даже сам Рудик. Регистрация самодельного автомобиля в Украине — реальная проблема. Чтобы это сделать, нужно сначала согласовать техническую документацию со всеми автоинспекциями, санитарами и дорожниками, а потом отдать автомобиль на технические испытания. По прохождению всех кругов этого бюрократического ада в теории конструктору выдают сертификат соответствия технической документации фактическим характеристикам, и только с этим сертификатом можно идти в ГАИ — регистрировать автомобиль.

Сей процесс в Украине может длиться вечно и факты его прохождения истории неведомы. «При СССР самодельщик мог прямо в ГАИ зарегистрировать свое авто. Было всего 16 требований, и если ты их выполнил, можешь на месте получить номера и сам ездить на своей машине. А сейчас требований очень много, все настолько забюрократизировано, что зарегистрировать свою машину практически невозможно», — рассказал ведущий специалист проекта «городской электромобиль» и «электромобили для людей с ограниченными возможностями» Александр Мунгалов.

«Сейчас предъявляют какие-то несусветные требования. Мы не единственные самодельщики, которые не могут зарегистрировать свою машину. Создатель автомобиля «Электра-2″, наверное, живет в том испытательном институте, но его постоянно отправляют домой со все новыми и новыми претензиями», — говорит Саша. На выставки конструкторы ездят на эвакуаторе, на автомобильные дороги не выезжают.

На этой минорной ноте мы перемещаемся в гараж, где собирают автомобили. Здесь стоят как полностью готовые, так и частично разобранные модели. Из готовых мы видим далеко не все — некоторые машины находятся в другом гараже Рудика, а еще несколько — выкупили.

В мире самодельных автомобилей

В первую очередь мы осматриваем «Панько». Александр почти бесшумно выезжает на машине из гаража, и мы осматриваем ее на улице. «Панько» привлекла много внимания на конференции Kyiv Smart City — тогда к ней выстроилась целая очередь из журналистов.

Аккумуляторов в «Панько» шесть — два спереди и четыре сзади. На полном заряде она может преодолеть 100 км без подзарядки, а заряжаются аккумуляторы за считанные часы. Основная прелесть даже не в том, что в такой машине нет ничего лишнего, а в том, что проехать 100 км обойдется водителю максимум в 7 грн, а то и даром. Например, на заправках ОККО электрокары заряжают бесплатно, говорит Александр.

Максимальная скорость — 70 км/ч. Рудик убежден, что больше и не нужно — он противник быстрой езды по городу. В салоне два места — для водителя и пассажира. Он довольно просторный. Из элементов управления — только зажигание, руль, две педали — газ и тормоз — и рычаг переключения направлений «вперед-назад», который больше напоминает тумблер, нежели коробку передач. Машина ориентирована на женщин, и я признаю, что для меня это идеальный вариант как по характеристикам, так и по стоимости.

«Кріпак» — спортивная машина Рудика. Тягловая лошадка — отсюда и название модели. Ее он собрал в 2013 году.

«Козак» — более старая модель, 2003 года сборки. Это единственная машина, которая уцелела на съемках фильма Бондарчука «Обитаемый остров» и вернулась домой.

Режиссер увидел машины в интернете после очередной выставки и сам вышел на Эдуарда Григорьевича. Его привлек именно дизайн автомобилей — они идеально подходили под антураж его футуристического фильма. Машины Бондарчук взял в аренду, но вернул только одну — остальные разбили во время съемок погони. Впрочем, Рудик не в обиде — режиссер щедро оплатил потерю конструктору. Впрочем, точную сумму Эдуард Григорьевич называть не захотел.

«Козак» — не электрическая машина, в нем установлен двигатель от мотоцикла, довольно мощный, но бензиновый. «Я хотел, чтобы эти автомобили изготовлял Киевский мотозавод, но в итоге его закрыли», — рассказывает Рудик.

Есть в линейке Рудика и трехколесные авто, которые напоминают крытый мотоцикл с коляской. В одном из них даже руль мотоциклетный, что делает автомобиль совсем уж необыкновенным.

Это «Косик» — гибрид, в котором будет и бензиновый, и электродвигатель.

Технология сборки

Все корпуса изготовляют из пластика. Сперва вырезают заготовки из пенопласта, затем обклеивают пластиком. Здесь же стоит еще неготовый корпус, покрытый стеклопластиком. Ему предстоит шлифовка, затем его зашпаклюют и покрасят. Это будет «Варяг» — вездеход Рудика.

Весит такой автомобиль совсем немного — всего 350 кг, вся конструкция громоздится на металлическом корпусе. Кузов, хоть и пластиковый, но, по словам Александра, намного прочнее жести, из которой сегодня изготовляют автомобильные кузовы. «Такой же материал используют для производства легких самолетов. Он не только прочный, но и простой в ремонте — поправить вмятину можно самостоятельно, без вмешательства специалистов-жестянщиков. Там, где сломалось — промазать клеем, зачистить и закрасить. Плюс кузов не подвержен коррозии», — говорит Саша.

Это «Бурсак», в ней будут необычные двери, они открываются вверх, а сама конструкция называется «гильотина».

Еще несколько автомобилей у Рудика купили станции техобслуживания — они используют их в качестве выставочных экземпляров, чтобы завлекать посетителей необыкновенным дизайном. Например, на улице Народного ополчения стоит сразу две машины — оранжевая «Мамай» и желтая «Рута».

Любимое дело или бизнес?

Если не брать во внимание модели, которые купил Бондарчук и станции техобслуживания, хобби Рудика пока не приносит ему дохода, а только требует затрат. Инвесторы готовы вложить в производство деньги, но сперва хотят увидеть готовую серийную машину, которую можно зарегистрировать в ГАИ. А еще хотят видеть спрос.

«Когда-то кто-то в интернете написал, что наши элекрокары стоят 13 000 грн. После этой новости к нам приехали трое людей из Индии и сказали, что хотят покупать по 1000 машин каждый месяц. Но на 13 000 можно купить только три аккумулятора. Напутали. Тем не менее, этот случай говорит о том, что спрос на маленькие дешевые автомобили есть. И сегодня он не удовлетворен», — подчеркнул изобретатель.

По его словам, в списке желающих купить такой автомобиль уже примерно 200 человек. Они сами находят контакты в интернете, сами звонят. Некоторые готовы сделать предоплату $2000, однако Рудик отказывает: «Продавать то, чего еще нет, я не хочу».

Сейчас команда Эдуарда Григорьевича ищет инвесторов, которые могли бы вложить в первую партию $50 000 — этого хватило бы на выпуск 10 машин. Тогда ноу-хау не пришлось бы отдавать даром. Учитывая, что 200 человек уже подтвердили намерения купить «Панько», отбить эти средства инвесторы могли бы в два счета. Хочется верить, что на свое 75-летие Эдуард Григорьевич получит самый ценный подарок — первый серийный автомобиль линейки «Рудик».